80 лет со дня рождения Георгия Буркова 31 мая 2013 года, исполнилось бы 80 лет замечательному артисту русского театра Георгию Ивановичу Буркову. На сцене Московского драматического театра им. К.С. Станиславского (Тверская, 23) Г.И. Бурков играл в 60-е – 70-е годы прошлого столетия. Здесь им сыграны роли: Фёдор Протасов в спектакле «Живой труп», Крамольников в спектакле Серафим, или Три главы из жизни Крамольникова», Рябой в спектакле «Анна», Лис в «Маленьком принце», Поприщин в «Записках сумасшедшего», Прохор в знамени-том спектакле Анатолия Васильева «Первый вариант Вассы Железновой». Георгий Иванович был незаурядной оригинальной личностью. Многое в его жизни выглядит странным, почти фантастическим. Так, он чуть не умер в возрасте шести лет от брюшного тифа, когда началось заражение крови, и ему сделали шесть операций без наркоза (боялись за сердце). Перед седьмой операцией он уже лежал в палате смертников. И тогда мать забрала его и выходила дома травами и любовью. Мальчик увлекался оперой и балетом, сам он вспоминал: "Я рос на опере и балете ленинградского театра имени Кирова. Знал целые спектакли наизусть, видел Чабукиани, Дудинскую, Уланову, слушал Нэлеппа и других знаменитых певцов"… Актёром он быть не собирался, мечтал стать писателем, учился на юриста в Перм-ском университете… Да и сама внешность его мало походила на привычный тип удачли-вого артиста, любимца публики, а манера говорить сильно отличалась от стандартной «чистой» актёрской речи. Между тем, он был принят в труппу городского театра в далё-ком сибирском городе Кемерово. В Московский драматический театр им. К.С. Станиславского он попал тоже почти фантастическим образом. Когда, в 1964 году, театр Станиславского находился на гастролях где-то в провинции, к главному режиссеру Борису Александровичу Львову-Анохину приехал показаться молодой неизвестный актер. Да и не такой уж и молодой - ему как раз исполнилось тридцать два года. Это и был Георгий Бурков, которого в Кемеровском театре заметил кто-то из столичных критиков, поведал о нем Львову-Анохину, а тот в свою очередь телеграммой пригласил молодое дарование для знакомства. Показывался Бурков художественному совету театра в роли Поприщина из гоголевских "Записок сумасшедшего". Провинциальный артист произвел хорошее впечатление. - Какое у вас театральное образование? - спросил Львов-Анохин. - Никакого, - ответил Бурков. - А разве по игре этого не видно? Члены художественного совета рассмеялись, и Бурков был принят в труппу театра. Так недоучившийся юрист и артист-самоучка объявился в столице. В 1965 году Георгий Бурков женился на актрисе Татьяне Ухаровой, она и сейчас играет на сцене театра Станиславского. В 1966 году у них родилась дочь Маша, тоже ставшая артисткой и до не давнего времени работавшая в этом театре. Маша вышла замуж за актёра Сергея Вельяминова, в 1992 году у них родился сын, которого назвали в честь деда - Георгий Бурков. Георгий Иванович Бурков много снимался в кино, играл в разных театрах – во МХАТе, в театре им. Пушкина, руководил Центром культуры им. В.М. Шукшина. Его актёрский диапазон был достаточно широк. Одними из лучших стали работы актёра в картинах, поставленных его другом Василием Шукшиным, - окрашенная комическими красками роль "конструктора" Виктора в "Печках-лавочках" и безжалостный убийца Губошлёп в "Калине красной". С комедийной лёгкостью изображал он мнимого дипломата Аркадия Павловича в фильме Губенко "Из жизни отдыхающих". Глубоки и интересны драматические роли Георгия Буркова в фильмах "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука и "Подранки" Николая Губенко. За свою творческую жизнь актер снялся более чем в 60 фильмах различных жанров - в психологических драмах, в комедиях, в детективах. На съемочной площадке он работал с такими режиссерам, как Эльдар Рязанов, Виктор Трегубович, Александр Зархи, Сергей Соловьев, Юрий Озеров, Карен Шахназаров. В лучших ролях Буркова ощутимо взаимопроникновение лирики и фарса, иногда трагифарса: его неотразимая убедительность оправдывала самые невероятные ситуации, в которые попадали его герои. Выступил он и в качестве режиссёра, поставив в Московском областном театре спектакль "В стране лилипутов" по Джонатану Свифту. В последние годы жизни занялся и кинорежиссурой, сняв в 1987 году комедию "Байка" по сценарию Нины Семеновой, где сам сыграл главную роль. Георгий Бурков скончался от тромбоэмболии 19 июля 1990 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. Г.И. Бурков не писал мемуаров. Но он оставил большое литературное наследие, в том числе массу записных книжек и тетрадок, исписанных быстрым неразборчивым почерком, в которых сокровенные мысли и потаённые желания перемежались с размышлениями об искусстве и набросками в жанре эссеистики. Писал он их для себя. Вдова актёра Татьяна Ухарова подготовила их к печати. Книга под названием "Хроника сердца" вышла в издательстве "Вагриус". Выдержки из книги "Хроника сердца": "Нехорошие предчувствия. Запрещают пьесы у Эфроса, у Любимова. Постепенно сжимается вокруг нас кольцо ограничений и цензуры. Наша интеллигентская тряпичность выйдет боком. Бандиты будут играть с народом еще долго в завинчивание гаек и в выпускание пара, но никогда никаких искренних движений души по отношению к народу у них не будет. Искусство из последних сил обороняется, уходит в подполье, изворачивается. Что приближается? 37-й год? Или другое? Остались ли чудаки? Дон Кихоты? Государство любит тех, кто ниже его. Особенно раздражают его отдельные лично-сти, отбивающиеся от стада. У меня другой счет, я живу в другом обществе: Христос, Платон, Сократ, Шиллер, Вийон, Разин, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Булгаков, Станиславский, Есенин, Шукшин. Единственное требование общества людей: не будь рабом, будь тем, кем ты призван быть на земле, будь человеком. Мы редко встречаемся, например я с Ш (Шукшиным). Но это общество освобождает меня от жизни в другом обществе - в государственном. Мы перестали быть патриотами своей Родины. Мы свернули шею себе, заглядыва-ясь на Запад, окосели от ложной зависти на чужие деньги и на блеск чужой славы, лихо-радочно листаем Библию, чтобы как-то соответствовать терминологии модного мифо-творчества. Псевдореволюционеры счастливы, что пристроились в хвост западным мэтрам, обивают пороги Голливуда и Бродвея, выпрашивая постановки. Добрый ли я? Многие скажут, что да, добрый. Тем более что мнение это авторитет-но закреплено за мной самим Шукшиным. Все равно, что звание получил, все равно, что это возведено в степень закона. А всё же это не так. Или не совсем так. Не знаю еще. Про-сто мне стыдно. За что? За кого? А ни за что, ни за кого. Или за все, за всех. Вот что род-нит меня с большинством, делает меня народным - беспричинный и беспредметный стыд. Именно он заставляет меня быть постоянно веселым, заставляет развлекать всех. Стыд заставил меня и на сцену пойти. И талантлив я от стыда, а не от ума. Вот меня и любят за то, что мне, как и большинству, стыдно жить. Друзей у меня нет. Единственный друг, который у меня был (Шукшин), ушел из жизни. И строить свою дальнейшую жизнь надо исходя из этого. Будь моя воля, закрыл бы все театральные училища. Они, кроме вреда, ничего не приносят искусству. Если и появляются интересные актёры среди выпускников, то благо-даря тому, что они сами в училище оберегали свой талант от педагогов. Я артист. Я сжёг себя. Почему об этом никто не должен знать? Я сжёг себя - по призванию - ради людей. Болит сердце. И ничего-то поделать с собой не могу..." http://ria.ru/spravka/20130531/940190290.html